Доклад

Обобщение педагогического опыта учителя биологии Локтионовой Л.В.

 

      Свое выступление начну с утверждения психологов, что результативность деятельности человека зависит лишь на 20% от его интеллекта, а на 80% от мотивов.

    Вот тогда  передо мной возник вопрос: «Как повысить учебную мотивацию детей на уроках биологии?».

      К сожалению, в  нашей  школе  (когда начала работать учителем биологии) таблицы и плакаты были в потрепанном виде, 1 рабочий микроскоп  и т.п. Про наличие компьютера даже и говорить нечего. Мы создавали наглядность для уроков своими силами как могли.

      Затем открыла для себя Интернет, пришло время дисков с биологическими  таблицами и учебной флэш-анимацией. Я совершенно не знала, что в Канаде придумали и разработали смарт-доски, но мечтала об этом.

  Сегодня использую  ИКТ в рамках уроков биологии самым различным образом.

      Самый начальный этаппростой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня  совсем  не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков по биологии.

       Следующий этап – это создание презентаций, в которую можно встроить не только рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, и фрагмент учебных фильмов.

      Сейчас  по всем классам и учебным разделам разработаны ИКТ уроки., которые собраны в папки по классам с 6 по 11. И вы видите копию рабочего экрана компьютера в кабинете биологии.

       Следующий этап – один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски.

 1. Например вот такие задания – подчеркнуть лишнее,

подчеркнуть ошибку, или «Шуточная физминутка», где надо вписать правильный ответ

 2. На экране видно, что смарт - доску можно использовать как меловую.

 3. Отгадывая кроссворд, ученик вписывает нужные буквы

4. Сохранив сделанные записи на доске, можно использовать  этот материал в других классах.

 5. Использование флеш -анимаций на уроках

В ближайшем времени доска будет подключена к интернету и можно в он-лайн режиме проходить тестирование, выполнять  виртуальные лабораторные работы.

  На экране вы видите видео фрагмент работы учеников на интерактивной доске. Когда ученик с помощью электронного маркера «перемещает» из галереи, запрограммированной в доске, нужную картинку и подписывает её части. Другой ученик проходит тестирование, подставляя нужные слова к рисунку.

      Также достаточно труднореализуемый на сегодняшний день момент – это  компьютерное тестирование. Я создаю тесты с помощью готовой тестовой оболочки. Конечно, грамотно реализовать этот этап трудно и не всегда получается – но за ним будущее.

     Один из этапов, возможно необязательных, - создание сайта для  систематизации накопленной информации. Конечно, такая подготовка занимает немало времени. Но зато легко можно найти материал и через год, и через два, отредактировать его или создать новую версию урока на основе старой.

              Таким образом, предварительная работа помогла реализовать и следующие этапы по педагогическому опыту:

1 этап: Теоретический анализ источников

2 этап: проведение диагностики учебной мотивации и компьютерной грамотности учащихся.

3 этап: Введение ИКТ в образовательный процесс (с появлением интерактивной доски в кабинете).

4 этап: Подведение итогов.

      Опыт показал, что мотивация учащихся при работе в проекте всегда выше, чем при обычном проведении урока.

   Со своими проектами мы принимали участие  в областных и районных конкурсах проектов.

    Но были и  первые ошибки когда  дети копировали чужие рефераты, презентации, при  этом грубо нарушая авторские права. Поэтому согласна с мнением  других педагогов, лучше давать задания на анализ , сравнение каких- либо природных объектов, явлений по биологии.

   На экране видны результаты  диагностики  учебной мотивации по предмету в начале и  конце исследования.

Мотивация

Уровень учебной мотивации в %

2008г.

2010г.

Внутренняя (Готовность к самообразованию, получению дополнительных знаний)

10%

37%

Внешняя (активность, инициативность на занятиях,

проявление интереса к изучаемому предмету

90%

53%

 

       В 2010 уч.году  % учащихся с внутренней мотивацией возрастает до 37%.

      Учащиеся с 7 по 11 класс овладели основами компьютерной грамотности, на уроках используют возможности интерактивной доски, работают  в сети Интернет.



Использование ИКТ на уроках биологии

Локтионова Л.В.,

учитель биологии

МОУ Подгорненская СОШ

     Широкое использование ИКТ на уроках биологии делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, а так же  и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных лабораторных работ, несомненно,  расширяет кругозор ученика и облегчает процесс освоения предмета.

В  каких направлениях при изучении биологии можно использовать компьютер?

  1. При подготовке к ЕГЭ
  2. При  тестовом контроле
  3. При проектной, исследовательской и поисковой деятельности
  4. При виртуальных экскурсиях, выполнении лабораторных работ, биологических опытов
  5. При изучении школьного материала в виде презентации и электронных плакатов
  6. При участии в онлайн - конференциях через интернет

Какова  результативность информационных технологий?

  • Формирование у учащихся информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
  • Подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
  • Повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.

         В нашей школе кабинет биологии оснащен интерактивной доской, что  позволяет систематически готовить и проводить мультимедийные уроки. Использование интерактивной доски позволяет преподавателю экономить время на уроке, рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия. Это вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, что немало важно. Учитель включается в творческий поиск, конструирует свой урок таким образом, чтобы он был доступен и соответствовал уровню подготовленности его учеников.

        Время использования интерактивных комплексов в совокупности не должно превышать 15-20 минут урока, что соответствует САНПиН, в остальное время урока используется затенённый экран или отключается проектор. Большая часть презентаций запрограммирована на команду «по щелчку», что позволяет регулировать временные паузы, позволяет использовать на уроке диалоговые методы, монологическую речь учащихся в ходе изучения нового материала и закрепления знаний.

 Но имеются затруднения. Учитывая условия проживания учеников в сельской местности, где материальный доход жителей не всегда соответствует высокому уровню (по причине безработицы), не каждый родитель имеет возможность  приобрести для ребенка компьютер и домашний интернет. Данная ситуация влияет на продолжительность проведения проектной деятельности.

 

Применение интерактивных технологий на уроках биологии

Локтионова Л.В.,

учитель биологии

МОУ Подгорненская сош 

       Интерактивные доски можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно  текст, аудио- и видео материалы, DVD, CD-ROM и Internet-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм и web-страниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте.

Достоинства:

v   Простота в управлении. Достаточно подключить интерактивную доску к компьютеру и проектору, чтобы получить возможность работать с изображением от любого источника.

v  Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков.

v  докладчик может использовать для работы с доской любой предмет - указку, маркер, собственный палец. Эта технология - сенсорная, она не требует применения специальных маркеров, не использует никаких излучений для работы и не подвержена внешним помехам.

     Технология интерактивного обучения совместима с программами по биологии для всех лет обучения, усиливает подачу материала, предоставляет больше возможностей для выработки коллективных решений, разнообразит занятия, повышает мотивацию обучения. Работа на интерактивной доске:

v  Позволяет объяснять новый материал из центра класса

v  Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений и web-ресурсов

v  Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

v  Делает занятия интересными и развивает мотивацию

v  Освобождает от необходимости записывать, благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске

v  Учащиеся начинают понимать более сложные темы  в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

v  Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями

Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов.Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель.

Адрес: с. Подгорное Романовский район Саратовская область


E-mail: Luba41977@mail.ru

Конструктор сайтов - uCoz